21.08.2010
Коносамент FIATA завоевывает сердца белорусских грузоотправителей
Право на выдачу документов FIATA было получено Белорусской ассоциацией экспедиторов еще в конце 90-х. Однако только в последние годы крупнейшие белорусские производители стали в качестве отгрузочного документа согласовывать в контрактах с покупателями коносамент FIATA. Опытом его использования при перевозках белорусских экспортно-импортных грузов делится начальник отдела морских перевозок транспортно-экспедиционной компании "Крафттранс" Сергей Богданович.
Сергей Романович, для перевозчика, работающего в стране, не имеющей выхода к морю, Ваша должность звучит несколько необычно...
Действительно, наша страна не имеет выхода к морю. Но ее географическое положение и все более развивающиеся торговые связи делают смешанные (или мультимодальные) перевозки серьезным инструментом в продвижении белорусских товаров за рубеж, а также и в импорте необходимого сырья, оборудования и материалов из самых различных регионов земного шара.
По данным, озвученным Министерством транспорта Республики Беларусь в 2006 году, до 20 млн. тонн белорусских грузов ежегодно перевозятся с использованием морского транспорта. Естественно, для того, чтобы быть погруженным на судно, товар должен каким-то образом быть доставлен в порт отгрузки. Для белорусских экспортных грузов схема смешанной перевозки выглядит, как правило, следующим образом:
В импортных грузопотоках все выглядит зеркальным отображением предложенных схем.
По большому счету, все многообразие белорусских грузов эти две основные схемы и охватывают, скрывая в себе различные конкретные варианты.
Какие схемы используются Вашей компанией и в чём заключаются их особенности?
Основная доля грузов, с которой работает компания "Крафттранс", относится к категории генеральных грузов, поэтому в дальнейшем речь пойдет в первую очередь именно о смешанных перевозках генеральных грузов.
Первая особенность -- это оформление и выпуск грузосопроводительных документов на всех этапах смешанной или мультимодальной перевозки груза. Причём, сейчас мультимодальной перевозкой привыкли называть любую смешанную перевозку груза, т.е. перевозку груза, выполняемую более чем одним видом транспорта. Однако, для мультимодальной перевозки необходимо еще одно немаловажное условие - перевозка груза на всех этапах движения груза должна покрываться единым транспортным документом.
В подавляющем количестве транспортных схем при экспорте белорусских грузов используются СМГС-накладная и морской коносамент. В качестве примеров можно привести перевозки пиломатериалов в Турцию и торфобрикетов в Швецию.
Практически любая экспортная контейнерная перевозка производится с использованием CMR-накладной и морского коносамента. Как правило, для грузов, перегружаемых на погранпереходах Республика Беларусь - Польша, Украина - Венгрия и других применяются схемы, включающие использование СМГС-накладной и CMR-накладной.
При импортных поставках используются комбинации:
Как правило, экспортные контракты, заключаемые белорусскими товаропроизводителями, предполагают аккредитивную форму оплаты.
Это означает, что продавцу для получения оплаты, наряду с другими документами, обязательно предоставление в банк комплекта транспортных документов для подтверждения совершенной отгрузки на согласованных условиях. Как при отгрузке на FOB, так и при отгрузке на CIF/CFR таким подтверждающим документом будет не первая, а последняя транспортная накладная, т.е. морской коносамент.
Отгрузка на борт судна (а, соответственно, и выписка морского коносамента) происходит, как правило, не ранее 7-10 дней с момента отгрузки груза белорусским грузоотправителем автомобильным или железнодорожным транспортом в порт отгрузки. Плюс, чаще всего, 2-3 дня занимает доставка документов из порта в адрес грузоотправителя. Таким образом, можно сделать вывод, что в лучшем случае предъявить документы в банк для раскрытия аккредитива продавец может не ранее, чем через 10-14 дней с момента реальной отгрузки своего товара со склада.
Так чем же так привлекает коносамент FIATA белорусских грузоотправителей?
Право на выдачу документов FIATA было получено Белорусской ассоциацией экспедиторов еще в конце 90-х. Но в то время наш рынок был просто не готов к столь прогрессивным транспортным технологиям, а потому выдача документов носила единичный характер. Как правило, все ограничивалось выдачей расписки экспедитора FCR. Ситуация стала меняться в последние 3-4 года, когда крупнейшие белорусские производители (среди них Минский автомобильный завод, Минский тракторный завод, "Полимир", спецэкспортеры) в своих торговых контрактах стали в качестве отгрузочных документов согласовывать с покупателями коносамент FIATA. То есть, фактически только в это время несколько белорусских экспедиторов начали реально организовывать мультимодальные перевозки.
Применение документов и форм FIATA облегчает выполнение транспортных, таможенных, банковских, коммерческих и других операций, связанных с международными перевозками грузов. Это также позволяет ускорить оборот денежных средств, сократить сроки перевозки.
FBL признан Международной торговой палатой как соответствующий Правилам Комиссии ООН по торговле и развитию) по мультимодальным транспортным документам, опубликованным Международной торговой палатой. Поэтому, FBL содержит логотип Международной торговой палаты наряду с символом национальной ассоциации экспедиторов. FBL соответствует требованиям Унифицированных обычаев и практики Международной торговой палаты для документарных аккредитивов (ERA 500).
Фактически, выдавая коносамент FIATA, экспедитор принимает на себя ответственность за доставку груза до места назначения и за действия всех перевозчиков и третьих сторон, привлеченных им к выполнению всей перевозки. А все транспортные документы, выдаваемые на отдельных участках перевозки ее конкретными исполнителями, становятся внутренними документами экспедитора.
Для грузоотправителя же такой документ - это, в первую очередь, экономия тех самых 10-14 дней на подачу документов в банк для раскрытия аккредитива и получения оплаты за товар на свой счет. Уже одно это - достаточно серьезный аргумент за более активное внедрение в практику работы коносаментов FIATA.
Помимо этого, такой документ порой является единственным решением такой проблемы поставки товара на условиях CIF/CFR, как малое транзитное время морской перевозки.
Приведу один из примеров из недавней практики нашей компании. Аккредитивная отправка партии автотехники из Минска через порт Марсель (Франция) в Алжир. Оптимальная логистическая схема предполагает перегон техники до порта отгрузки и последующая морская перевозка Марсель - Алжир. Перегон занимает 3-4 суток. Хранение в порту Марсель до отгрузки на борт судна - 4-5 дней. Морская перевозка - 3 суток. Аккредитив продавец раскрывает по предоставлении в банк комплекта документов, в том числе и бортового коносамента. С учетом того, что коносамент выписывается и высылается грузоотправителю после погрузки груза на борт судна, к моменту прихода техники в порт назначения продавец только лишь получит документы для сдачи их в банк. Раскрытие аккредитива происходит, как правило, в течение 14-16 суток. Все это время техника не может быть выдана получателю и находится в порту Алжир, причем уже с первой недели оплачивается ее хранение. Возникают немалые дополнительные расходы.
На следующий год такой же контракт подписывается уже с учетом предоставления в банк не морского коносамента, а коносамента FBL. Коносамент выдается продавцу Экспедитором сразу после получения техники и в составе других документов сдается в авизующий банк. Техника после принятия экспедитором еще 2-3 дня находится в Минске на бесплатном хранении. Затем происходит перегон в порт. На момент прихода техники в порт отгрузки банк-эмитент уже рассматривает комплект документов. На момент отгрузки на борт судна решение о перечислении уже принято, и приход техники в порт назначения совпадает с датой получения продавцом средств с аккредитива. Техника может быть выдана получателю.
Можно сделать вывод: грамотно подобранный продавцом и его экспедитором и согласованный с покупателем комплект документов для раскрытия аккредитива позволяет избежать серьезных дополнительных расходов в процессе перевозки груза и оптимизировать схему доставки.
Это пример из практики наиболее показателен с точки зрения преимуществ коносамента FIATA в ускорении оборота денежных средств.
В последнее время практика применения FBL становится все более разнообразной и включает различные мультимодальные схемы. Более того, уже сейчас мы практикуем с рядом грузоотправителей работу по коносаменту FIATA при чисто железнодорожной отгрузке товара в страны дальнего зарубежья. И в этом случае схема работает достаточно надежно и результативно.
Беседовал Виктор Степанов
Наша справка:
Компания "Крафттранс" работает на рынке логистических услуг с 1995 года.
В настоящий момент штат компании насчитывает 160 человек. "Крафттранс" состоит в Белорусской Ассоциации Международных Автомобильных Перевозчиков (БАМАП), Белорусской Ассоциации Международных Экспедиторов (БАМЭ) и является членом Международной Федерации Экспедиторских Ассоциаций (FIATA).
Собственный парк автомобилей компании состоит из 80 единиц техники с тентовыми, изотермическими и рефрижераторными полуприцепами грузоподъемностью от 1 до 23 тонн.
Компания предоставляет полный комплекс услуг, таких как организация перевозок грузов автомобильным, железнодорожным, морским и авиационным транспортом, а также организовывает комбинированные перевозки грузов несколькими видами транспорта.
В пакет услуг входят декларирование и таможенное оформление грузов, организация страхования грузов, консультирование в области транспортной логистики и многие другие сопутствующие услуги.
География деятельности компании охватывает более 90 стран мира.